Пушкиниада в Донецке. День третий недели родного языка в Донецкой области

20 февраля в Донецком областном институте последипломного педагогического образования прошёл областной конкурс выразительного чтения – Пушкиниада «Чтение без границ: слово творит добро».

 

 

103 школьника и 10 учителей русской словесности стали участниками праздника Слова. Конкурсанты прибыли из разных уголков Донецкой области: городов Харцызск, Краматорск, Донецк, Краматорск, Ясиноватая, Авдеевка, Горловка, Константиновка, Красноармейск, Макеевка,  Артёмовск, Торез, Докучаевск, Дебальцево, Амвросиевского, Великоновоселковского, Ясиноватского, Шахтёрского районов и других регионов донецкого края.

 

Конкурсанты, их педагоги, родители, сопровождающие, зрители заполнили зал задолго до начала творческих соревнований. Вот прошёл молодой человек в военной гимнастёрке, за ним – парень с гитарой, а в холле репетирует дуэт, тут юные прелестницы в бальных платьях в который раз повторяют любимые строчки, учителя дают последние наставления, помощники заботятся о том, чтобы музыкальное сопровождение было адекватным, а кто-то, удобно расположившись в кресле, с удовольствием перечитывает самое-самое…
 
 В жюри областного конкурса вошли победители конкурсов профессионального мастерства разных форматов, педагоги, которые сами пишут стихи или любят их читать, для которых главное – найти и поддержать талантливых детей, поощрить словом самых талантливых учителей, прибывших на конкурс, чтобы продемонстрировать свою любовь к художественной литературе (председатель жюри Кондряков Александр Николаевич – председатель Всеукраинской общественной организации «Русская школа», Корсаков Владимир Алексеевич – редактор научно-методических журналов «Русская словесность в школах Украины» и «Русская школа»; члены жюри: методист НМЦ Кириченко Елизавета Викторовна, учителя-методисты Халабаджах Инна Михайловна, Марченко Елена Николаевна, Гладчук Таисия Александровна, Шаннани Наталья Владимировна,  учитель и поэт Касьяненко Владимир Иванович, лауреат и участник областного конкурса профессионального мастерства «Педагогический Х-фактор» Маханько Галина Викторовна,  Корененко Маргарита Юрьевна, победитель конкурса «Х-фактор» этого года, кандидат филологических наук Клец Ольга Алексеевна, студенты филологического факультета Донецкого национального университета, методисты Донецкого областного института последипломного педагогического образования).
 
 Как известно, выразительное чтение – искусство художественного чтения в условиях школы. Выразительное чтение – это средство выражения основной мысли произведения, которое помогает оценить творение мастера – поэта, а также развивает чувство любви к прекрасному и обогащает эмоциональную сферу учащегося.
 
 И если чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя, то выразительное чтение – это искусство воспроизведения в живом слове мыслей, чувств, настроений ... Выразительное чтение – это технически и интонационно правильное чтение…
 
 Умение выразительно читать не природное умение, его можно выработать и развить путем постоянной тренировки дикции и голоса. 
 
 Как говорил К.Станиславский, «выразительное чтение – это умение действовать словами, т.е. воздействовать своей волей на волю слушающего, заставлять  видеть текст так, как видит его  или относится к нему говорящий. Если впечатления от первого чтения восприняты правильно, – это большой залог для дальнейшего успеха. Потеря этого важного момента окажется безвозвратной, так как второе и последующие чтения будут лишены элементов неожиданности, столь могущественных в области интуитивного творчества. Исправить же испорченное впечатление труднее, чем впервые создать правильное». 
 
Члены жюри получили от выступлений учащихся 5-11 классов школ Донетчины только положительные впечатления. Ребята читали как произведения классиков и современных авторов, так и произведения собственного сочинения. 
 
Звучали тексты как из русской, так и мировой литературы: Пушкин, Грибоедов, Лермонтов, Байрон, Гоголь, Тютчев, Блок, Маяковский, Ахматова, Гумилёв, Северянин, Горький, Цветаева, Пастернак, Заболоцкий, Твардовский, Сент-Экзюпери, Окуджава, Рождественский, Евтушенко, Высоцкий,  Гамзатов, Успенский, Кочетков, Смеляков, Асадов и др. Вот лишь небольшой перечень авторов, чьи произведения читали конкурсанты.
 
 Тема дружбы и любви, философская, гражданская и военная  лирика, тема защиты «братьев наших меньших» и восхищения величием русского слова, проблема выбора и ответственности,  памяти и духовной красоты … – это лишь небольшой спектр тем, которых коснулись в своих выступлениях и школьники, и учителя.
 
 Конкурсанты удивляли зрителей и жюри не только выразительным чтением, но и умением подобрать видео- и аудиоряд, яркими постановочными и костюмированными номерами, модуляцией голоса и т.д.
 Члены жюри в соответствии с критериями (см. Положение о конкурсе выразительного чтения) обращали внимание на общую технику речи учащихся: дыхание, сила голоса (диапазон), тон (диапазон), дикцию, соблюдение  орфоэпических норм: интонирование чтения: громкость (адекватность содержанию), соблюдение логических и психологических пауз, логические ударения, темпоритм, мелодика (движение голоса по звукам), выбор эмоционального тона, тембровая окраска; невербальные средства выразительности: жесты, мимика, поза.
 
 По-особенному волнительным стал третий тур Пушкиниады – конкурс чтецов среди учителей русского языка и литературы. Ведь как это ответственно: выступать не столько перед членами жюри, сколько перед школьниками, они – самые строгие судьи! Звучали поэтические строки признания в любви от поэтов серебряного века, слова восхищения трудом шахтёров и углем- кормильцем всей страны, о патетически-загадочных скифах… и, конечно же, оды великому русскому языку и великому русскому слову.   
 
 Зрители улыбались и смеялись, грустили и плакали, радовались и огорчались, вспоминали и проговаривали вместе с конкурсантами любимые строки. Зрительские симпатии были на стороне многих ребят.  Их  умение художественного чтения будут оценены и отмечены дипломами I II III степени, которые будут им вручены во время Праздника последнего звонка в учебных заведениях. «Нику крылатую» – приз за самое лучшее чтение пушкинских строк из рук членов оргкомитета получил ученик Харцызского УВК № 1 Ситник Владимир. 
 
 Все школьники и учителя получили дипломы участников Пушкиниады от Донецкого областного института последипломного педагогического образования, Всеукраинской общественной организации «Русская школа», а также книги от Представительства Россотрудничества в Украине.
 
 Оргкомитет благодарит всех учеников и их наставников, а также членов жюри за участие в конкурсной программе.
 
 Поистине, Слово творит добро!