Научно-методический семинар учителей русского языка и литературы Украины

В стенах Сумского государственного педагогического университета им. А.С. Макаренко состоялся научно-методический семинар для учителей русского языка и литературы «Слобожанская весна: методические поиски и находки». В третий раз проводится в апреле это важное для совершенствования педагогического профессионализма мероприятие и с каждым разом оно все интереснее и все шире охватывает регион.

 

Программой семинара предусмотрены лекторий для учителей на тему «Фундаментальные основы методики преподавания русского языка», круглый стол с участием учителей-финалистов областного этапа конкурса «Учитель года», литературная гостиная, посвященная А.С. Пушкину «А душу твою люблю», литературно-краеведческая экспедиция «По местам похода князя Игоря» (Путивльский регион), посещение музея А.П. Чехова в г. Сумы.

С приветственными словами на открытии семинара выступили А.А. Сбруева, доктор пед. наук, профессор, проректор Сум ГПУ им. А.С. Макаренко; А.Н. Кондряков, председатель общественной организации «Русская школа», Л.В. Давидюк, вице-президент УАПРЯЛ, В.А. Корсаков, председатель ассоциации учителей русского языка, главный редактор журнала «Русская словесность в школах Украины». 

Особый профессиональный интерес и удовлетворение вызвал лекторий. И это не случайно, ведь в числе лекторов были такие корифеи методики преподавания русского языка, как Е.П. Голобородько, доктор пед. наук, профессор, академик АПН Украины; молодые известные ученые Л.В. Давидюк, канд. пед.  наук, профессор Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова, А. О. Мельник, канд. пед. наук, доцент Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова, Е. Ю. Крюченкова, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой методики русского языка и зарубежной литературы ИПКУ в Одесской области, И.И. Пахненко, канд. пед. наук, доцент кафедры русского языка и зарубежной литературы Сумского государственного педагогического университета им. А.С. Макаренко и др.

Для учителей русского языка и литературы, которые собрались из разных регионов области (Лебединского, Глуховского, Роменского, Конотопского и др. районов) было важно услышать из уст ведущих ученых, членов жюри различных конкурсов, олимпиад, авторов учебников и программ, какие методические просчеты они видят в работе учителей, как преодолеть эти недостатки, на что обратить внимание. Е.П. Голобородько осветила в своей лекции просчеты в реализации коммуникативного подхода к изучению языка, ознакомила с тем, как можно избежать их, как рационально реализовать основные содержательные линии не в ущерб овладения языковой системой. Л.В. Давидюк продемонстрировала, что учебник и учитель должны быть «единомышленниками»: только изучив учебник, приняв концепцию авторов, можно использовать его потенциал в полной мере. Ученый показала, как можно творчески работать с учебником и как используют его талантливые учителя. А. О. Мельник открыла новую страничку для участников семинара в работе с  иллюстративным материалом к учебнику русской литературы. И.И. Пахненко обратилась к учителям с идеей целенаправленной подготовки учеников к поступлению в вуз на специальность «русский язык и литература». Она озвучила идеи кафедры о проведении специальных конкурсов литературных творческих работ  («Юные литераторы»), предложила тематику для научных исследований школьников и др. Кафедра русского языка и литературы СумГПУ им. А.С. Макаренко презентовала учителям разработанные студентами сценарии внеклассных мероприятий по русскому языку и подарила  другие методические материалы.

Приятно были удивлены и ученые: в рамках круглого стола выступили с презентацией продуктивных методических идей учителя Е. С. Безверхая (Пристайловский УМК Лебединского района), О.М. Кулецких (Роменская ООШ № 5) , О.М. Щасная (Полошкинская ООШ Глуховского района) и др., которые продемонстрировали высокий профессиональный уровень, любовь к детям и удивительно плодотворное творчество. Все однозначно констатировали, что результаты третьего тура Всеукраинской  олимпиады по русскому языку в 1913 году (7 участников стали победителями, заняв II и III места) не случайны: в Сумской области работают хорошо подготовленные учителя.

Особое отношение к учителю и его труду вызвал просмотр литературной гостиной «А душу твою любил», подготовленную учащимися 7, 9, 11 классов школы №18 под руководством учителя-методиста Н.В. Шум.

Это отношение выразила в словах благодарности зав. кафедрой русского языка и зарубежной литературы В.И. Стативка. Обратившись к ребятам, она сказала: «Дети, вы живете в жестком мире, в котором душу свою приходится прятать иногда за грубым сленгом, иногда за напускной черствостью, бравадой. Но сегодня, благодаря Пушкину и его слову, мы увидели, как  в ваших глазах светились  искренние чувства, любовь к поэзии и уважение к личности поэта, мы увидели  глубину вашей души. И пусть не говорят: «Утраченное поколение… Поколение прагматиков…». Надо просто уметь разглядеть сокровенное в ваших душах. И за это – низкий поклон вашей учительнице – Н.В. Шум».

Результат семинара – взаимное обогащение ученых и учителей, которое однозначно признали участники, вдохновение и желание совершенствоваться в своей профессиональной деятельности. А еще - безмерная благодарность учителей русского языка и зарубежной литературы за внимание и поддержку их труда, за книги, предоставленные Центром  русской культуры и науки в Украине (г.  Киев) Сумскому   государственному педагогическому университету им. А.С. Макаренко, который щедро делится ими с учителями области.

Вопрос, неоднократно звучавший из уст учителей: «Кто же это о нас позаботился?» - подталкивает меня к тому, чтобы сказать: «Как и многие другие мероприятия в поддержку учителя русского языка и литературы, научно-методический семинар «Слобожанская весна: методические поиски и находки» стали возможными благодаря общественной организации «Русская школа» и активной деятельности ее председателя».

Каждая страничка работы семинара достойна описания и ознакомления с ее содержанием широкого круга учителей, но это уже в другой публикации.

 

В.И.Стативка, доктор педагогических наук