«Здесь русской славы слышны имена!»

Начался новый учебный год… На протяжении двух лет Винницкой областной организацией «Русская школа» реализовывается программа под названием «Здесь русской славы слышны имена!». В основе проекта – проведение уроков-путешествий по страницам русской истории. Точнее, по ненаписанным в школьных учебниках Украины страницам истории. Достаточно сложно нынче учителю истории работается в украинской школе.

 

 

Школьная история как учебная дисциплина давно уже перестала быть предметом внимания только ученых-историков. На этом поле третий десяток лет, не покладая рук, трудятся целые армии политиков. И пашут и сеют. Не дожидаясь всходов, опять пашут и опять сеют… В такой ситуации только бурьяны чувствуют себя хорошо.

И, действительно, анализируя знания современных школьников об истории своей страны, диву даешься полученным результатам: и шведы во главе со своим Карлом в XVIII веке чуть ли не c освободительной миссией в Полтаву пожаловали, и германцы дважды в ХХ веке в Киеве побывали с далеко неоднозначной целью. Зато вот с Россией вопросов не возникает. И коварный Пётр против национального героя Мазепы, и герои Крут против большевистской орды, и Великая Отечественная совсем не Великая и тем более не Отечественная, а всего лишь вторая, хоть и мировая, и три этапа русификации Украины, и три голодомора, организованные северным соседом. По этой истории, Александр Суворов и Михаил Кутузов, Александр Матросов и Николай Гастелло – герои не нашей, чужой истории. Александр Пушкин и Николай Гоголь, Антон Чехов и Владимир Короленко не на том языке писали, потому тоже не наши. Ну и что, что Пётр Чайковский творил на украинской земле на протяжении почти тридцати лет…

* * *

Наши винницкие коллеги нашли, пожалуй, самый эффективный способ исправления ошибок политиков и восполнения пробелов на страницах школьных учебников. Они страницы эти «пишут» сами. Пишут, не вырывая страниц из учебников существующих. В свободное от основной работы время проводят они уроки-путешествия. И по русской истории, и по русской литературе. Невозможно одну дисциплину от другой отделить, поэтому методисты назвали бы эти уроки бинарными. Учитывая, что и без географии здесь не обойтись, они обозначат их уроками-триптихами. А уж то, что всё это ведется на русском языке…

Впрочем, важно не как назовут это действо методисты. Какие плоды дадут семена, посеянные в сознании школьников? Как воспримут воспитанники творческий порыв воспитателей? При разработке программы уроков-путешествий выяснилось, что не только далеко - вообще никуда ходить не надо. Всё рядом. Всё под боком. Надо захотеть увидеть. Захотеть услышать.

Александр Суворов и Александр Пушкин, Павел Пестель и Пётр Чайковский, Николай Некрасов и Владимир Короленко, Николай Пирогов и Сергей Королёв. Только от упоминания имён людей, с которыми связана история Подольского края Украины, дух захватывает! В учебниках о них ничего или почти ничего не сказано.

* * *

Итак, урок-путешествие. Урок-путешествие – это, прежде всего, учебное занятие по русской истории и географии, русскому языку и литературе. Урок-путешествие – это, конечно, экспедиция. В пространстве и во времени.

Первая экспедиция была снаряжена в небольшой городок Тульчин. Теперь это районный центр. Вроде бы и ничем не привлекательный – таких десятки по стране разбросано. Но забываешь об этом, ступив на его землю. Город с четырехсотлетней историей помнит многих замечательных людей разных эпох. Помнит и, надо отдать должное, сохраняет эту память. В городе три музея.

Один из них посвящен памяти декабристов: Тульчинская управа тайной организации «Союз благоденствия». Басаргин, Волконский, Пестель … По этой земле ступала нога А.С. Пушкина, приезжавшего сюда неоднократно. Точнее, трижды наведывался сюда Александр Сергеевич. И не праздного любопытства ради – в десятой главе «Евгения Онегина» можно угадать цели поездок сюда поэта:

«Так было над Невою льдистой,

Но там, где ранее весна

Блестит над Каменкой тенистой

И над холмами Тульчина,

Где Витгенштейновы дружины

Днепром подмытые равнины

И степи Буга облегли,

Дела иные уж пошли.

Там Пестель медлил, выжидая,

И рать Раевский набирал,

Холоднокровный генерал,

И Муравьев, его склоняя,

Напором дерзости и сил

Минуту вспышки торопил».

* * *

Это история начала XIX века. В конце же века XVIII Тульчин прославил своим пребыванием великий русский полководец А.В.Суворов.

Памятник А.В. Суворову в г. Тульчин

Считается, что это было местом ссылки генерал-фельдмаршала. Отнюдь. Опала и ссылка были впереди. Тульчин же был очередным местом службы будущего генералиссимуса. Здесь располагалась ставка полководца. Под начальство Суворова были назначены войска во Врацлавской, Вознесенской, Екатеринославской, Харьковской и Таврической губерниях: всего 13 кавалерийских и 19 пехотных полков, черноморский гренадерский и три егерских корпуса, чугуевские полки и екатеринославское пешее и конное войско. Служил во главе этого войска Суворов с марта 1796 по март 1797 года. Именно здесь и в это время была написана им настольная книга всех военных последующих поколений – «Наука побеждать». Участники «урока-путешествия» побывали в селе Тыманивка.

Дом, в котором жил полководец сохранился. В нём сейчас музей Суворова. Хороший музей.

Ученики со своим учителями на «уроке-путешествии»

Экскурсовод поведал нам о жизненном пути полководца – от первого дня до последнего. Удивительный был человек – сколько страниц истории российской написано было гениальным полководцем! Особо запомнилась малоизвестная история, которая удивительным образом связала меж собой далекий век XVIII с неблизким для нас веком ХIХ. И связь эта продолжилась с совсем уж близким нам ХХ веком. Сами же участники экспедиции в Тульчин проложили дорожку в век нынешний.

* * *

Началась история эта с назначения в семидесятые годы восемнадцатого века А.В.Суворова командующим крымским корпусом. Глубоко сознавая огромное значение удержания за Россией Крыма, Суворов одним из первых оценил великолепные качества одной из гаваней полуострова для базирования Черноморского флота и строительства города-крепости. В одном из документов тех лет говорилось о ней: «Подобной гавани не только у здешнего полуострова, но и на всем Черном море другой не найдется, где бы флот лучше сохранен и служащие на оном удобнее и спокойнее помещены быть могли».  По указанию командующего корпусом здесь были построены первые укрепления. В июне 1778 года генерал-поручик А.В. Суворов сообщал главнокомандующему русской армией П.А. Румянцеву: «Сего месяца на 15-е число по 3 батальона дружественно расположились с обеих сторон гавани с приличною артиллериею и конницею и при резервах вступили в работу набережных ее укреплениев». За эти укрепления Суворов получил в награду от Екатерины II – золотую табакерку, украшенную бриллиантами.

Турецкая эскадра, находившаяся в гавани, увидев возведенные Суворовым батареи, поспешила уйти в море. Гавань называлась Ахтиарской. А поселение на берегу гавани – Ахтиарском. В 1783 году по высочайшему указу российской императрицы Екатерины II на месте этой никому не известной деревушки был заложен город. Город, о котором через семь десятков лет узнал весь мир. Узнал. Восхитился. Запомнил. Город величия, город славы, город, достойный поклонения, – так с греческого переводится его название СЕВАСТОПОЛЬ. В этом году Севастополю исполнилось 230 лет. О самом городе написаны тома и художественной, и документальной литературы, сняты десятки кинофильмов, написаны сотни песен. О его горожанах, к коим относятся с полным основанием и защитники, и освободители города, ходят легенды. Адмиралы М.П. Лазарев, В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин, подпоручик Л.Н. Толстой, хирург Н.И. Пирогов, матрос П.М. Кошка...

С адмиралами – понятно, с подпоручиком – Лев Николаевич ведь – тоже не возникает сомнений, Пирогов – легенда медицины, и вдруг матрос…

Бюст П. Кошки в панораме «Оборона Севастополя»

Памятник матросу П. Кошке в Севастополе

Вот как раз об этом удивительном, самом знаменитом в русской истории матросе и хочется рассказать подробнее. Родом Петр Маркович с Подолья – село Ометинцы (ныне Немировский район Винницкой области), из семьи крепостного крестьянина. По воинской повинности в двадцать лет назначен был в рекруты. Служить попал на флот. Знаменитым его сделали подвиги, совершенные в дни обороны Севастополя в 1854-1855 годы. Кошка участвовал в 18 вылазках, кроме того, ходил в стан неприятеля в одиночку. Отличался смелыми, инициативными действиями, храбростью и находчивостью в бою, особенно в разведке и при захвате пленных. Во время одной из вылазок, вооружённый одним только ножом взял в плен троих французских солдат, во время другой – под огнем врага вырыл около самой неприятельской траншеи кощунственно закопанное по пояс в землю тело погибшего русского сапёра и унес его на 3-й бастион. В тело сапёра при этом попало 5 пуль. В одной из вылазок Кошка П. М. был ранен штыком в живот. Жизнь матросу спас Н.И.Пирогов.

* * *

Мистическим образом судьбы этих двух замечательных людей пересеклись почти через три десятилетия. Москвич Пирогов и подолянин Кошка жизнь свою окончили на земле Виннитчины. Несмотря на солидную, в почти два десятка лет, разницу в возрасте умерли они с разницей в восемьдесят дней. Великий хирург скончался в своем имении «Вишня», что под Винницей. Знаменитый матрос – в своей родной деревне, что недалеко, в восьмидесяти километрах, от Винницы… Тело Н.И.Пирогова покоится в мавзолее, тело П.М.Кошки предали земле на сельском погосте, могила не сохранилась.

В завершение два штриха. Два важных штриха, без которых рассказ о матросе Кошке будет однозначно неполным. В один из морозных дней зимы 1883 года, последней зимы в жизни Петра Марковича, под лед деревенского пруда провалились две девчушки. Плавать в деревне никто не умел. Никто, кроме, конечно, матроса. Девчат он спас, а сам через несколько дней скончался от горячки. И последнее. Во время героической обороны Севастополя 1941-1942 года пал смертью храбрых Павел Кучер, внук матроса Кошки…

* * *

Всего один урок. Одно путешествие. А сколько имён, имён и хорошо известных, и слегка подзабытых, и, к сожалению, забытых вовсе. Забытых совершенно несправедливо… Всё рядом. Всё под боком. Надо захотеть увидеть. Захотеть услышать.