«СЛОБОЖАНСКАЯ ВЕСНА»

  С 16 по 19 апреля 2015 г. на Сумщине в рамках фестиваля русского языка и культуры «Слобожанская весна» проводилась научно-практическая конференция «Фундаментальные  основы методики преподавания русского языка и литературы». Его организаторами выступили Информационно-методический центр управления образования и науки Сумского городского совета, Сумской государственный педагогический университет им. А. С. Макаренко, Всеукраинская общественная организация «Русская школа».

      С приветственным словом к участникам форума обратились руководители университета – проректор по научно-педагогической работе В. В. Герман и декан факультета иностранной и славянской филологии А. Н. Коваленко. Напутствовали их также В. В. Закорко, методист Информационно-методический центр управления образования и науки Сумского городского совета, А. Н. Кондряков, председатель правления ВОО «Русская школа», В. А. Корсаков, главный редактор журнала «Русская словесность в школах Украины».

      Затем была проведена теоретическая часть собрания под названием «Традиции и инноватика в формах организации учебного процесса в системе образования Украины». Слушатели с неподдельным вниманием прослушали доклады доктора педагогических наук Е. П. Голобородько («Теоретические основы инноваций в методике преподавания русского языка»), доктора педагогических наук В. И. Стативки («Единство требований общеобразовательной и высшей школы к подготовке будущего специалиста-филолога»), кандидата филологических наук В. В. Миловановой («Гендерный подход к оценке классики. Роман Льва Толстого «Анна Каренина»: мужчина и женщина»), кандидата филологических наук Е. П. Кумеды («Аспект культуры речи в преподавании украинского языка в школе»), а также сообщения представителей педагогической науки и практики из других регионов Украины. В рамках семинара был организован «круглый стол» на тему «Актуальные проблемы создания и использования основных средств обучения», на котором Е. И. Самонова, кандидат педагогических наук, учитель-методист СОШ № 6 г. Бердичева (Житомирская область), ознакомила присутствующих с особенностями учебника по русскому языку для 7 класса школ с украинским языком обучения. Е. С. Безверхая, учитель Пристайловскго УВК (Сумская область), рассказала о проводимой внеклассной работе. В дебатах на «круглом столе» приняли участие учителя практики г. Сум и Сумской области.

    В завершение семинара состоялась литературно-краеведческая экспедиция по историко-литературным местам Сумщины. В Тростянце ее участники посетили краеведческий музей, из экспозиций которого узнали о знаковых для этого края личностях из династии Надаржинских (один из них, Тимофей Васильевич, был духовником семьи Петра I), князей Корсаковых и Голицыных, о декабристах – братьях Коновницыных и Борисовых, основателе тростянецкой промышленности Л. Кениге. В Тростянце сохраняют память, о пребывании здесь композитора П. Чайковского, поэта-демократа П. Грабовского, художников К. Власовского и П. Соколова, товарища последних лет жизни Т. Шевченко, известного поэта-песенника Л. Татаренко, двухразового Олимпийского чемпиона В. Куца. Побывали гости также в Ахтырке – городе казацкой и гусарской славы, в котором располагался знаменитый Ахтырский гусарский полк. В нем служили Денис Давыдов, поэт М. Лермонтов, композитор А. Алябьев, декабрист А. Муравьев. Неизгладимое впечатление на путешественников произвел редкий на востоке Украины памятник елизаветинского бароккоПокровский собор. В нем размещена Ахтырская чудотворная икона Божьей Матери. Побывали и в Троицком монастыре, основанном в 1654 г. Он находится в четырех верстах от города на величественном холме на берегу Ворсклы. В свое время слава о красоте монастыря была известна далеко за пределами Российской империи. Именно сюда крестным ходом из Покровского собора носили известную икону.

      При подведении итогов работы участникам семинара были вручены комплекты книг из серии «Библиотека русской классики для школ», изданных при поддержке Представительства Россотрудничества в Украине на средства фонда «Русский мир», а также четвертый выпуск Библиотечки журнала «Русская школа» под названием «Учимся говорить красно!», посвященный развитию навыков красноречия у старшеклассников.  

   Вот что сказала о ставшем уже известном не только на Сумщине, но и далеко за ее пределами проекте «Слобожанская весна» одна из его учредителей В. А. Стативка.

     – Нынешний, пятый по счету научно-методический семинар – это уже веха, потому что вначале он был пробным и проводился на региональном уровне, позже в нем стали участвовать все больше и больше специалистов из Украины и других стран, а сегодняшний объединяет почти всю научную элиту государства. Особенностью мероприятия, проведенного в этом году, было то, что на нем присутствовали не только учителя-русисты, но и учителя-украинисты. Учителя-словесники обеих школьных дисциплин остались довольны тем, что они, наконец, вместе, что могут сообща решить те проблемы, которые их волнуют. Например, какими должны быть общие требования к студентам-практикантам во время педагогической практики. Здесь действия и учителей-практиков, и преподавателей вузов должны быть скоординированы, чтобы процесс воспитания и формирования будущего учителя проходил более эффективно. Любой семинар, организуемый для учителей, всегда чем-то полезен. Если он проводится на базе института последипломного педагогического образования или на основе каких-то административных органов, слушатели получают чаще всего знания о ведении документации, о том, как внедрять тот или иной государственный документ или инструктивное положение, какие и как использовать средства обучения. А вот такой семинар, который мы проводим при поддержке общественных организаций на базе учебного заведения, на базе гуманитарных кафедр, посвящен изучению определенных научно-методических проблем. Цель этого семинара – повышение уровня профессионализма учителей. Необходимые знания по языку и литературе преподносятся не в виде информационно-насыщенных лекций, а в виде проблемных размышлений.

     Среди слушателей встречаются и наши бывшие студенты, они подходят и говорят: «Спасибо вам большое, мы будто вернулись в нашу молодость. Мы снова вспомнили, окунулись в незабываемое прошлое». Каждый работающий специалист через какое-то время чувствует, что ему не хватает знаний. Возвращение в создаваемую нашим семинаром образовательную среду – это как бы возвращение в студенческие годы. Подобное мероприятие – это научная, интеллектуальная подпитка для тех, кто давно закончил вуз и работает в школе. Это общение с теми педагогами, которые тебя учили, или, может быть, и не учили, но все равно возвращение к истокам.

     Достоинством семинара является то, что он состоит из двух частей. Первая – выступления солидных ученых-лекторов, вторая – демонстрация лучшего педагогического опыта учителей. В этот раз это были учителя-русисты, но в дальнейшем, когда у нас пройдет совместный семинар с украинистами, уверена, что и они представят свои достижения. Ведь не случайно в названии мероприятия есть слова «методические поиски и находки». Следует отметить и тот момент, что преподаватели кафедры украинского языка выступили с докладами по культуре речи. Это было важно и для учителей-украинистов, и для учителей-русистов, потому что мы часто допускаем ошибки, когда говорим на украинском языке. А для любого носителя языка важно говорить правильно, как на государственном украинском языке, так и на русском. Вот поэтому специалисты украинской словесности с удовольствием слушали лекции на русском языке.

       Думается, что у проекта «Слобожанская весна» есть перспективы. Каждый семинар не похож один на другой. Раньше организовывались выезды в школу, мастер-классы, внеклассные мероприятия. В этом году проводили его на базе кафедры (чтение лекций и «круглый стол»), а вот в будущем, возможно, появится что-то новое. Но я уверена, что «Слобожанская весна» не уйдет, потому что учителя Сумщины ждут ее и говорят: «Мы любим «Слобожанскую весну», мы придем на нее». И с каждым разом все больше и больше практиков посещает этот научно-методический семинар. Следует отметить, что к его проведению подключилась администрация города.

 

      Не мыслим мы семинар и без второй его части – литературно-краеведческих экспедиций. Без них не было бы той духовной атмосферы, того духовного единства, того желания как-то сблизиться, обсудить, поговорить. Нет, культурная программа – это его неотъемлемая составляющая. Она нужна учителю как глоток воздуха, глоток воды в его беспрерывной и бесконечной работе. Вторая часть нашего семинара – это тоже работа, но иного характера: она позволяет расти духовно. Она – радость для души. Исключать ее ни в коем случае нельзя. Это – бесценная составляющая «Слобожанская весна».