МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛЕТНЯЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

    С 11 по 14 июня 2015 года в пгт Затока (Одесская область) в третий раз проходила международная летняя педагогическая школа, организованная общественными организациями «Международный педагогический клуб» и «Русская школа» при поддержке Представительства Россотрудничества в Украине.

 

 

     Цель форума – повышение профессионального мастерства учителя, содействие профессиональному партнерству и обмену перспективным педагогическим опытом. Его участниками стали педагогические работники из разных регионов Украины, Белоруссии, Италии и России.

    Вначале кандидат педагогических наук Е. Ю. Крюченкова (г. Одесса) ознакомила слушателей с тематикой занятий («Межпредметные связи в современном образовательном процессе. Школьная филология как целостная система учебных предметов»), особенностями их организации. Затем был проведен педагогический лекторий, на котором доктор педагогических наук В. И. Стативка (г. Сумы) рассказала о типах межпредметных связей и способах их реализации на современном уроке. Кандидат педагогических наук, народный учитель Н. Н. Палтышев сделал сообщение о своей «педагогике понимания». Директор СОШ № 70 им. Л. Н. Гурьева г. Минска Е. В. Рудова рассказала об организации внеурочной деятельности школьников в соответствии с Кодексом республики Беларусь об образовании.

    Завершили работу первого дня заседание методического клуба «Готовим публикацию в научно-методический журнал» (его провел главный редактор журнала «Русская словесность в школах Украины» В. А. Корсаков) и установочное занятие для тех, кто изъявил желание в составе проектных групп поучаствовать в создании творческих продуктов, связанных с реализацией межпрежметных связей в учебно-воспитательных процессе (инструктировали слушателей организаторы мероприятия Е. Ю. Крюченкова, Е. В. Рыба, Т. Н. Полтавская).

    На следующий день были проведены «педагогические мастерские». Своими методическими наработками поделились кандидат педагогических наук Т. А. Кузьмич (Херсонская обл.) – «Разработка факультативных спецкурсов с медиаобразовательным компонентом»), Е. И. Самонова (Житомирская обл.) – «Стратегия критического мышления», учителя-практики И. Г. Григорьева (Донецкая обл.) – «Школьная газета как средство развития у учащихся ключевых компетентностей», Е. Ю. Евтушенко (Донецкая обл.) – «Использование методики социодрамы на уроках русского языка», С. Э. Ильчук (Днепропетровская обл.) – «Использование учебного тренинга как средства внедрения современных технологий при формировании у школьников коммуникативной компетенции», Н. И. Сербова (Запорожская обл.) – «Организация работы с одаренными детьми». Далее состоялся  «аукцион педагогических идей», где каждый слушатель мог в краткой форме представить свои оригинальные идеи, педагогические новшества, и заседание клуба «Педагогу на заметку: по страницам научно-методического журнала».

     Третий день начался с культурной программы – посещения историко-культурного центра г. Одессы и Одесского государственного литературного музея. После этого творческие группы презентовали результаты своей проектной деятельности. В заключение были проанализированы выступления учителей-практиков на «аукционе педагогических идей» и результаты проектной деятельности творческих групп, определены победители. При подведении итогов участникам летней педагогической школы были выданы сертификаты и вручены комплекты книг из серии «Библиотека русской классики для школ», номера журналов «Русская школа» и «Русская словесность в школах Украины», а также выпуски Библиотечки журнала «Русская школа».

    Вот что говорят о ставшем популярным не только на Одесщине, но и далеко за ее пределами проекте «Университеты учительского мастерства» его организаторы.

     – В этом году мы добавили две новые организационные формы проведения занятий: «аукцион педагогических идей» и педагогическое проектирование. Это связано с тем, что традиционный мастер-класс не решает всех проблем повышения квалификации педагогов, поскольку это четкий и законченный вид деятельности. Какая-то часть практиков приезжает с предварительно подготовленными развернутыми выступлениями и представляет технологии, по которым работает. Идея же нашего мероприятия состоит в том, чтобы все желающие обменялись опытом. Ведь у каждого учителя накапливается много педагогических техник в рамках какой-то одной микроидеи. Их не всегда удается донести с помощью мастер-класса. И не все учителя готовы проводить мастер-класс, поскольку это достаточно сложно. Вот почему было принято решение обратиться к «аукциону педагогических идей». Он интересен тем, что после презентации замысла, длящейся не более 5-ти минут, можно сразу получить оценку коллег, которые отдают голоса за выступление – выставляют определенное количество баллов и таким образом выбирают лучшую педагогическую идею. А при проведении мастер-класса этого сделать невозможно, так как оценивание его коллегами не предполагается. В мастер-классе учитель-практик уже демонстрирует свое мастерство, предварительно обобщенный опыт.

     Использование технологии педагогического проектирования направлено на то, чтобы участники школы не только презентовали определенные концептуальные положения, но и пытались тут же, на месте создать новый методический продукт. Педагогическое проектирование – это тренинговая форма обучения, она дает возможность привлечь не только тех, кто приезжает с подготовленными выступлениями, но и всех участников школы. Они становятся активными создателями творческого продукта.

     Тема педагогического проектирования была на этом форуме непростой: межпредметные связи в образовательном процессе. Слушатели получили задание на основе материала о жизни и творчестве Л. И. Утесова (в этом году исполняется 120 лет со дня его рождения) подготовить модель межпредметных связей по указанной теме, а потом продемонстрировать фрагмент учебного занятия. Почему проект был посвящен именно этому известному одесситу? Во-первых, хотелось, чтобы слушателя окунулись в атмосферу летнего южного города, в творчество талантливого певца, смогли получить эстетический заряд. Во-вторых, эта тема актуальна для основной части слушателей – одесских учителей, которые читают курс «Одессика» (в нем предусмотрено ознакомление с легендарным актером и исполнителем). И наконец, самый важный аргумент: разработчики содержания летней школы не хотели привязывать содержание мероприятия к конкретному школьному предмету, поскольку в нем принимали участие не только учителя-русисты, но и директора, завучи школ (причем среди них были математики, физики и др.), учителя начальных классов. Ставилась задача выйти на общепедагогическую тематику, на проблемы, имеющие интеграционный характер и отвечающие требованиям реализации межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе.

     Следует отметить, что участие слушателей в данном проекте мобилизовало каждого из них, предоставило возможность проявить себя, выявить свой потенциал.

     В целом обе формы деятельности – «аукцион педагогических идей» и педагогическое проектирование – понравились слушателям. Со своей стороны организаторы летней школы отметили и определенные сложности в проведении такого вида занятия, как педагогическое проектирование. К сожалению, оно не всем оказалось посильным из-за временных ограничений, поэтому в будущем планируется внести необходимые изменения. В частности, больше времени будет выделяться на установочное занятие, координирование работы групп. Хотя установочное занятие и было проведено, но по другой, подобной теме. Вначале слушателям было все понятно, но когда они приступили к работе, определенных знаний им не хватило. Этот факт не дает повода огорчаться и опускать руки. Никто и не ожидал от слушателей качественного, завершенного продукта. Это сделать просто невозможно. Надо понимать, что при обучающем проектировании может получиться что-то незаконченное, какие-то наметки, которые будут восприниматься неоднозначно, вызовут определенную дискуссию. И это нормально. Ведь не обязательно, что ты выполнил все и правильно, что ты успешно справился с заданием и произвел продукт, которым можно сразу поделиться с другими. Такая цель не ставилась. Это всего лишь обучение. Важно, что слушатели осознали сложность поставленных проблем, уехали с желанием искать способы их разрешения. Наша задача была подвигнуть их на активное, деятельное участие в работе летней школы. Конечно, хотелось, чтобы получилось все в идеальном виде, потому что у участников приличный потенциал.

     При проведении следующих смен летней педагогической школы указанные формы деятельности будут и дальше обязательно использоваться, поскольку они позволяют выявить индивидуальность каждого участника, его способность прорекламировать за отведенное время свой опыт, представить идею, проявить навыки работать в коллективе, решать предложенные методические задачи, создавать эффективный педагогический продукт, анализировать результаты деятельности в кругу своих коллег.