Семинар в Херсоне

27-28 октября 2011 года в Херсонской академии непрерывного образования состоялся семинар «Традиции и инновации в становлении современной школы: опыт славянского образовательного пространства»
 
 
 
 
 

Образовательное пространство, инновации, медиаобразование, метапрпедметы – все эти понятия появились сравнительно недавно в лексиконе человека, причастного к педагогике. Изменилось ли что-то в системе образования в связи с их появлением? Действительно ли сегодня можно говорить о безусловно позитивных преобразованиях, происходящих в школе?

Видимо, такие вопросы волновали организаторов и участников семинара «Традиции и инновации в становлении современной школы: опыт славянского образовательного пространства», который проходил 27, 28 октября в Херсонской академии непрерывного образования. Инициаторами семинара стали те, кто возглавляет общественные организации с безукоризненной репутацией: Всеукраинская общественная организация «Русская школа» в лице ее председателя Кондрякова Александра Николаевича (Киев) и Русская национальная община «Русичъ» (Херсон) в лице ее председателя Кузьмич Татьяны Александровны. Семинар, а по сути настоящий методический праздник, был адресован директорам школ, завучам, методистам, заведующим методическими кабинетами, учителям Херсона и Херсонской области. Конечно же, как на любом празднике, были гости – люди, которые специально приехали из Киева,  Николаева, Таганрога, чтобы представить собственное видение заявленной проблемы, насколько эффективно славянское сотрудничество в образовательном пространстве, перенять опыт братьев-славян и поделиться знаниями, мастерством, оптимизмом.

Открыл работу семинара ректор Херсонской академии непрерывного образования А.Н.Зубко. В своем приветственном слове участникам семинара он отметил, что заявленная тема тем более актуальна, что она абсолютно отвечает вызовам времени – только что прошел VI Форум интеллигенции в Киеве, на котором премьер-министр Н.Я. Азаров сказал, что «…пострадали и наши связи в культурной сфере и, прежде всего, в сфере гуманитарного сотрудничества», что необходимо «…восстановить моральные ценности, привить их нашей молодежи». И возможно, опыт славянского образовательного пространства окажется полезным в решении тех задач, которые стоят перед педагогами Украины сегодня. А. Н. Зубко подчеркнул, что единое образовательное пространство сегодня стало возможным еще и потому, что мы живем в Интернет-пространстве, и on-line-общение дает возможность проводить совместные конференции, консультации, осуществлять совместные проекты, акции с теми, кто является идейно и духовно близкими людьми, с организациями, которые готовы к сотрудничеству.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Анатолий Николаевич прочитал вдохновляющее приветствие участникам семинара от имени Народного депутата Украины, секретаря Комитета Верховного Совета по вопросам науки и образования Екатерины Самойлик, которая выражала надежду, что обоснованная образовательная политика в славянских странах принесет свои результаты. Екатерина Семеновна подчеркнула, что «очень важно защитить детей от серьезной и опасной угрозы духовного иммунодефицита, способствовать формированию интеллектуального человека, обладающего духовностью и нравственностью». Народный депутат пожелала всем творческой атмосферы, плодотворной и содержательной работы на семинаре.

Ректор Херсонской академии непрерывного образования завершил свое выступление пожеланиями совершать реальные шаги в деле славянского сотрудничества, пожелал интересной и творческой работы всем участникам семинара.

Затем прозвучали напутственные слова, адресованные участникам семинара, от имени Президента Украинской ассоциации преподавателей русского языка и литературы Л.А. Кудрявцевой: «От всей души приветствую участников этой встречи, логически продолжающей ряд мероприятий, которые были проведены благодаря активной и плодотворной работе наших херсонских коллег – преподавателей и методистов «Херсонской академии непрерывного образования», а также поистине подвижнической работе Всеукраинской общественной организацией «Русская школа». Госпожа Кудрявцева выразила надежду, что «семинар будет регулярным и достойно украсит плеяду методических мероприятий образовательной сферы Украины. Такие встречи становятся настоящим подарком для людей, не просто тревожащихся за судьбу современного образования, но и делающих реальные шаги по его улучшению».

В адрес семинара прозвучало также приветствие Народного депутата Украины от Партии регионов Вадима Колесниченко, в котором сказано, что педагогам « необходимо быть одной командой, идти вперед, работать сообща на благо процветания Родины».

Как уже говорилось, проведение семинара стало возможным благодаря Всеукраинской общественной организации «Русская школа» и ее председателю А.Н. Кондрякову , который также выступил перед участниками. Александр Николаевич рассказал, что Всеукраинская общественная организация «Русская школа» – это организация, объединяющая в своих рядах 610 коллективных членов из 20 регионов, в которых обучается около двухсот тысяч учащихся и работает около 15 тысяч учителей. Организации пять лет, и это ее пятый семинар, посвященный образованию. Среди задач этой организации – помощь школе, установление контактов между учебными заведениями Украины и Российской Федерации, популяризация русского языка в учебных заведениях Украины.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Александр Николаевич представил работу своей организации,  всех заинтересовала игра «Знаю!», поэтому господин Кондряков не только подробно рассказал об этой интеллектуальной игре (в которую уже успели включиться ученики пяти школ Херсонской области), но и дал возможность окунуться в мир игры взрослым участникам семинара, причем по-настоящему – с определением победителей полуфинала, финала, с призами, грамотами – в общем, со всеми атрибутами настоящего детского праздника. Кстати, наши херсонские дети – победители туров игры «Знаю!» – этим летом были приглашены в Евпаторию в лагерь «Жемчужина» на две недели, где смогли и вдоволь накупаться, и померяться силами в интеллектуальных состязаниях.

Рассказал Александр Николаевич о патриотическом воспитании молодежи, в частности, о проекте «Летят журавли» – кинолектории о Великой Отечественной войне, который не прекращает своей работы и сегодня; о Международном слете поисковых отрядов «Партизанская слава» (сентябрь 2011), восьмом по счету. Своих делегатов прислали Винницкая, Херсонская, Запорожская, Киевская и Николаевская области – всего 14 команд.

Излишне говорить, что рассказанное о деятельности «Русской школы» вызвало горячий интерес и, наверняка, послужило хорошим стимулом в дальнейшей работе тех, кто присутствовал на этом семинаре.

Среди гостей семинара была доктор педагогических наук, профессор член-корреспондент НАПН Украины Е.П. Голобородько . В своем выступлении Евдокия Петровна говорила о том, что техника меняет жизнь человека, но инновации не всегда соответствуют нашему менталитету, не всегда отвечают традициям общества, а поэтому нужно быть очень осмотрительным в выборе педагогических технологий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Евдокия Петровна – председатель рабочей группы по разработке концепции языкового образования в Украине, поэтому вопросы, что главное в образовании, чему учить, какой должна быть языковая политика, как объединить разные точки зрения на языковое образование, какую пользу можно извлечь из билингвизма – были озвучены на семинаре. И размышляя над ними, профессор сказала, что современная школа должна учить жизни, точнее, как удобнее, оптимальнее познать эту жизнь.

В числе приглашенных была В.А.Чабаненко, заведующая лабораторией национальных обществ  Херсонской академии непрерывного образования. Валентина Александровна представила участникам семинара интересную статистическую информацию: оказывается, в Херсоне живут представители 115 национальностей, плодотворно работают 42 общественные национальные организации, которые тесно сотрудничают. И Русская национальная община «Русичъ», которую возглавляет Т. А. Кузьмич – в самом центре активности. Интересно было также узнать, что в Херсонской области функционирует  31 школа и 40 детских садов с русским языком обучения. Конечно же, подчеркнула Валентина Александровна, в поликультурном пространстве, каким является наш город, крайне необходимо единство, взаимоуважение и взаимопомощь.
В ходе работы семинара выступила Т. А. Кузьмич,   заведующая лабораторией управления  Херсонской академии непрерывного образования, председатель РНО «Русичъ». В своем выступлении «Гуманизация образования как ответ на вызовы глобализации» Татьяна Александровна говорила о том, как в условиях глобализации извлечь из неё максимум пользы без ущерба для важнейших общечеловеческих ценностей. Также выступающая обратила внимание на особенности Болонского процесса, в том числе на его противоречивость, т. к. он ведет к унификации систем высшего образования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Особого внимания при внедрении инноваций требует гуманитарная сфера. Всеобщее «свертывание» гуманизации и все большее развитие узкопрофессиональных качеств учащихся, пересадка на славянскую почву чужого (чуждого) образовательного опыта не может не сказаться на формировании менталитета учащихся. «Однако необходимо понять следующее  – ни фундаментальная, ни прикладная наука, несмотря на их кажущуюся отстраненность от политических вопросов, не способны полноценно развиваться в нездоровой гуманитарной атмосфере». [«Возвращение в современность. К новой государственной политике в сфере образования» Д. Табачник]
В центре любой системы образования находится идеал человека. Само понятие «образование» говорит нам о некоем образе, о том облике человека, к которому надлежит стремиться. Традиционное для славянской педагогики сопряженное воспитание ума и сердца, а в позднесоветское время – гармоничное развитие личности, сегодня в школьное образование часто не входит.
В данном вопросе представляет интерес педагогический опыт Императорского Царскосельского (Александровского) лицея – около 80 % учебного времени было уделено гуманитарным дисциплинам. Эрудиция, глубокие знания своего предмета, лидерские качества, неординарность мышления наставников вдохновляли лицеистов: «основные идеи шестилетнего лицейского преподавания так или иначе отразились во взглядах Пушкина и его творчестве.
Далее Т.А. Кузьмич рассказала участникам семинара о сотрудничестве в области образования между Украиной и Россией в период за последние 2 года, о том, что XXI столетие объявлено ЮНЕСКО столетием образования. Актуальная проблема сегодня – утверждение многоязычия украинских граждан. Это предусматривает реализацию как минимум концепции трехъязычия в Украине (украинский, русский, английский).

 

Завершила свое выступление Т. А. Кузьмич словами выдающегося украинского поэта Ивана Франко: “Ми всі русофіли…Ми любимо великоруський народ і бажаємо йому всякого добра, любимо і вивчаємо його мову і читаємо у тій мові певно не менше вас. І російських письменників, великих світочів у духовному царстві, ми знаємо і любимо…” (І. Франко т. 45, с. 420) и “Коли твори літератур європейських нам подобались, порушували наш смак естетичний і нашу фантазію, то твори росіян мучили нас, будили в нас чоловіка, будили любов до бідних та покривджених ”(І. Франко т. 27, с. 362).
Желая участникам семинара творческих успехов, Татьяна Александровна напомнила слова А. П. Чехова   “Если вы будете работать для настоящего, то ваша работа выйдет ничтожной; надо работать, имея в виду только будущее”
На семинаре присутствовал гость из России( Таганрог) – Галченков Алексей Сергеевич, член Ассоциации по медиаобразованию в РФ. Выступая, он говорил об интеграции медиаобразования в условиях современной школы, том, что по-настоящему грамотный человек – это человек, грамотный в мире медиа. Использование медиауроков позволяет учащимся научиться переносить исследовательские навыки на реализацию творческих проектов.
Данной теме отвечали дальнейшие выступления участников семинара, но выступления эти уже проходили в режиме on-line. К работе семинара присоединились Н.В.Селиванова , заместитель директора по научно-методической работе «Школы будущего» (г. Ялта), Е.В.Рудова , директор школы № 70 (г. Минск), М.В. Половкова и Н.В. Громыко, представители НИИ инновационных стратегий российского образования (г. Москва), О.М.Исакова, директор гимназии «Maksima» (г. Рига). В своих теле-выступлениях коллеги говорили о медаобразовании, о метапредметах, о едином славянском образовательном пространстве, о толерантном отношении к языковой проблеме (например, в Минске русский и белорусский языки в абсолютных отношениях равенства, а в Латвии, в гимназии «Maksima», выпускники говорят на четырех (!) языках, не отдавая явного предпочтения ни одному). Таким образом расширилась, хоть и виртуально, география семинара, и он практически приобрел статус международного. 
Но на этом методический праздник не закончился. Блестящей иллюстрацией практического воплощения идеи семинара стал городской конкурс «Пушкинская красавица», проведенный Русской национальной общиной «Русичъ». Впервые такой праздник прошел в 2009 году в школе № 45 г. Херсона, и прошел успешно. В этом году конкурс приурочен к годовщине 200-летия Царскосельского лицея, и было решено представить участникам семинара городскую Пушкинскую красавицу, которую, кстати, они же и выберут из шести херсонских школьниц, на этот вечер превратившихся в пушкинских героинь.

Мы часто слышим о всевозможных разномасштабных конкурсах красоты «Мисс…». Однако никогда, пожалуй, такие конкурсы не бывают одухотворены светлым именем Пушкина, его словом, эпохой, мировосприятием. А здесь и участницы, и зрительный зал абсолютно верно почувствовали эту высокую Пушкинскую ноту, потому что на два часа забыли обо всем («Служенье муз не терпит суеты!»), пораженные красотой, артистизмом, творчеством. Искренность юных актрис, их игра, старательные попытки представить пушкинских героинь создавали в зрительном зале непередаваемую атмосферу. Дух великого Пушкина был здесь. По окончании конкурса экспромтом зазвучали стихи – строчки Пушкина, Ахматовой, Гумилева…Правнучка Н.Гумилева, которая приехала на праздник из г.Н.Каховка, оживила вечер  своими воспоминаниями .

Что можно добавить? Интересные умные конкурсы, кропотливая подготовка, талантливое исполнение – это формула успеха. 

А «успех – это успеть», – часто повторяет слова Марины Цветаевой Татьяна Кузьмич, председатель РНО «Русичъ». И эта организация, и «Русская школа» успевают продлить чье-то детство, привить любовь к родному городу, пробудить интерес к прошлому своего народа – это, наверное, и называется педагогика. Только бы им не помешали!   
 
Подгайная Марина, г.Херсон