Традиции и инновации в становлении современной школы

Традиции и инновации в становлении современной школы: опыт славянского образовательного пространства

Коммунальное высшее учебное заведение «Херсонская академия непрерывного образования» Херсонского областного совета, Всеукраинская общественная организация «Русская школа», Херсонская городская общественная организация «Русская национальная община “Русичъ”» стали организаторами научно-практической конференции «Традиции и инновации в становлении современной школы: опыт славянского образовательного пространства».

 

В прошлом году в Херсоне проходил семинар, который дал старт нынешней конференции. Излишне говорить, что в зале Херсонской академии непрерывного образования собрались все, кому не безразлична судьба отечественного  образования, чтобы обсудить проблемные вопросы преемственности между традиционными и инновационными формами в контексте славянского образовательного пространства – это и руководители школ, и учителя русского языка и литературы, и истории , и начального обучения.

  На конференции прозвучали приветствия от народных депутатов Е. С. Самойлик, В. В. Колесниченко, президента Украинской ассоциации преподавателей русского языка и литературы (УАПРЯЛ) Л. А. Кудрявцевой, которые пожелали всем собравшимся новых творческих удач и дерзаний, искренней преданности своему делу. Также участникам конференции   прочитали Приветственное слово от Председателя Правления МОО «Информация для всех», Члена Глобального договора ООН в РФ А.А.Демидова и Президента Ассоциации кинообразования и медиапедагогики РФ, проректора по научной работе Таганрогского государственного педагогического института им.А.П.Чехова, доктора педагогических наук, профессора А.В.Федорова.                                    

  Открыл конференцию Зубко Анатолий Николаевич, ректор, профессор КВУЗ «Херсонская академия непрерывного образования». В своем выступлении Анатолий Николаевич подчеркнул, что у образования нет паспорта, нет границ. И хочется выразить благодарность людям, преодолевшим значительное расстояние для того, чтобы поделиться собственным опытом, приняв участие  в научно-практической конференции. Учителя Херсонщины представляют сегодня мощный педагогический потенциал, и, возможно, конференция станет отправной точкой его реализации .

 

 Диденко Юрий Юрьевич, консул РФ, руководитель представительства Россотрудничества в г. Одесса, в своем приветственном слове сказал, что само название конференции «Традиции и инновации в становлении современной школы: опыт славянского образовательного пространства» свидетельствует о серьезном отношении к делу, ведь здесь представлен педагогический опыт не только Украины или России – речь идет о европейском опыте, поскольку  славянские страны – это страны Восточной Европы.

  Консул рассказал о проекте организации российской школы в Украине, школы, которая будет формировать элиту соотечественников за рубежом. 

 

  Корсаков Владимир Алексеевич, главный редактор журнала  «Русская словесность в школах Украины»,  председатель Ассоциации учителей русского языка и  литературы Украины (г. Киев, Украина), представил присутствующим первый выпуск журнала «Русская школа», задача которого – сохранение и развитие русского образования в Украине, научно-практическое и информационно-аналитическое обеспечение педагогических коллективов школ необходимыми материалами, представляющими русскую национальную культуру, новейшие достижения общественной и научно-методической мысли. Владимир Алексеевич выразил надежду, что журнал сумеет ответить на вопросы «Что такое русская школа в Украине?», «Какой быть русской школе?», и пригласил к активному участию в издании журнала.

 

  Кондряков Александр Николаевич, председатель Всеукраинской общественной организации «Русская школа», в своем приветственном слове участникам конференции говорил о том, какие способные дети учатся в Херсоне: победители конкурсов – постоянные участники разных образовательных программ организации «Русская школа».

       

  Кузьмич Татьяна Александровна, заведующая научно-методической лабораторией управления КВУЗ «Херсонская академия непрерывного образования», председатель РНО «Русичъ»  (г. Херсон, Украина), выступая перед участниками конференции, рассказала о содержании украино-российского партнерства в области культурно-гуманитарной сферы, обратив внимание на те мероприятия, которые были проведены, в указанном контексте, непосредственно на базе  Херсонской академии:

  • встречи в режиме он-лайн с представителями ГОУ г. Москвы Центра образования № 1296, НИИ стратегического развития образования (г.Москва), Негосударственного учреждения г. Москвы «Карьера», Регионального  центра оценки качества образования и информационных технологий (г. Санкт - Петербург), ГОУ «Лицей информационно-коммуникативных технологий» № 590 г. Санкт – Петербурга;
  • посещение учащимися и педагогами Херсонской области Негосударственного учреждения г. Москвы «Карьера» и участие в конкурсе проектов;
  • проведение семинаров по интеграции медиаобразования в учебно-воспитательный процесс школы с представителями Ассоциации кинообразования и медиапедагогики РФ и Экспертного совета МОО «Информация для всех» (г. Таганрог, Россия);
  • помощь в проведении Международного литературно – художественного конкурса для детей и юношества «Гренадёры, вперёд», Международного конкурса семейных летописей, игры «Знаю!»;
  • организация совместно с Россотрудничеством выставки-презентации российского образования и выставки фото и архивных материалов, круглого стола, посвященных П.Столыпину.

 Пленарное заседание открыл Каменский Алексей Михайлович, директор ГОУ «Лицей информационно-коммуникативных технологий», заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук (г. Санкт-Петербург, Россия). Выступление Алексея Михайловича «Информационно-гуманитарный подход в современном образовании» было тем более интересным, что сам выступающий присутствовал на конференции виртуально (он-лайн). Во время трансляции Алексей Михайлович заострил внимание участников на мнении, что педагогический опыт не передается. Есть ежедневные, ежечасные придумки учителей. Невозможно развить индивидуальность ребенка, если рядом нет другой индивидуальности. Учитель – профессиональный «общенец», он может помочь ученику найти информацию. В качестве примеров организации работы с детьми Алексей Михайлович рассказал о нескольких проектах лицея.

   Это литературный конкурс «Добрая лира», в котором принимают участие как известные авторы, так и начинающие. Главная задача авторов – создать доброе, умное, нужное произведение, может быть, не только для детей, но и для всех поколений читателей. Главная задача организаторов – обеспечить прочтение книги, довести ее до массовой детской аудитории.

   Это проект «Школьный патент». Конкурс способствует повышению интереса школьников к процессам создания продуктов интеллектуальной собственности, ознакомлению общественности с творческими достижениями школьников.

  Еще один интересный проект – «Наш город», он предполагает моделирование в игровой форме структуры современного государства и организацию в этой структуре детей. Здесь дети занимаются политикой, экономикой, финансами, законодательством, прессой … – всем, чем живет настоящий город. В этой общешкольной игре учащиеся имеют возможность практического постижения правил и законов современного мира, получают опыт социальной деятельности и некоторые уроки допрофессиональной подготовки. 

  В заключении г-н Каменский сказал, что не существует универсальных учебных технологий, перспектива деятельности широка: выбирай, действуй, живи.

Назаренко Людмила Николаевна, заведующая кафедрой менеджмента образования, кандидат педагогических наук, доцент КВУЗ «Херсонская академия непрерывного образования», член-корреспондент УААН (г. Херсон, Украина) в своем выступлении «Создание единого славянского образовательного пространства в условиях глобализации» сказала о том, что необходимость поликультурного образовательного пространства сегодня очевидна. Это возможность обмена опытом в связи с развивающим обучением, продуктивным обучением, медиаобразованием, инклюзивным образованием, это организация и проведение совместных олимпиад и конкурсов. Образовательное славянское пространство – особая реальность, выстроенная на основе национальной идентичности личности.

 

  В своем выступлении «Сочетание традиционных и инновационных форм работы в авторской школе Н. П. Гузика» Гузик Николай Петрович, директор «Авторской школы Н.П. Гузика », народный учитель Украины, кандидат педагогических наук, член-корреспондент АПН Украины, член Союза учителей Украины (г. Южное, Одесская обл., Украина), сослался на слова министра образования Д. В. Табачника о том, что реформы образования начинаются тогда, когда изменяется его содержание, а все остальное – это лишь ремонт фасада. Поэтому нужно изменить конечную цель образования: философская основа традиционного образования – это светский гуманизм, а философия школы Гузика – духовно-христианский гуманизм.  Выступающий представил присутствующим положения, на которых строится работа учебного заведения. Все основывается на том, что каждый ребенок появился на свет с определенной миссией и имеет свой природный талант, задача учителя – стать садовником, который поможет этому таланту окрепнуть и расцвести. Поэтому содержание обучения объединяет академические знания с умениями применять на практике ключевые естественные способности ведущего таланта ребенка; учебные программы, темп их реализации учеником носят персонифицированный характер; конечным продуктом процесса обучения ребенка на уроке является интеллектуальный продукт или полезная услуга. Эксперимент в авторской щколе длится более четверти столетия.

 

Галченков Алексей Сергеевич, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики РФ и Экспертного совета МОО «Информация для всех» (г. Таганрог, Россия) в своем выступлении «Россия и Украина: взаимодействие и сотрудничество в области медиаобразования» рассказал о тех совместных образовательных проектах, которые сегодня успешно работают. Это прежде всего участие Украины во Всеукраинском эксперименте по медиаобразованию. Алексей Сергеевич отметил лидеров этих проектов на Херсонщине и наградил их грамотами Президента Ассоциации кинообразования и медиапедагогики РФ А.В.Федорова – это Кузьмич Т. А. (г. Херсон), Зуйко Е. Н. (г. Н.Каховка), Подгайная М. Э. (г. Херсон).

 

 В работе конференции приняла участие Исакова Ольга Михайловна,  директор  гимназии «MAKSIMA», кандидат педагогических наук (г. Рига, Латвия). Тема ее выступления – «Сохранение этнокультурной самобытности в условиях глобализации». Ольга Михайловна отметила, что в Прибалтике не существует такого понятия как «славянское образовательное пространство». Идея такого пространства, безусловно, плодотворна. Однако большинство прибалтийских учителей – знатоки традиционной системы образования. И при этом мы можем переходить с одного педагогического языка на другой, хорошо понимая друг друга. Но только личная сопричастность учителя и ребенка дает плоды в учебном процессе, где и те и другие выступают партнерами в мышлении, мыследеятельности.

  Далее в своем выступлении Ольга Михайловна остановилась на вопросах языкового образования. Латышская школа стала первой противницей монолингвального образования, и сегодня в стране предпочтение отдается одновременному изучению нескольких языков – четырех. Что же касается русского языка, то, к сожалению, выросло поколение, которое плохо знает язык, но современные экономические процессы все равно заставляют людей обратиться к русскому языку, поэтому сегодня в латышских двуязычных школах 60 % учебного времени уделено преподаванию предметов на  латышском языке, а 40 %  – на русском, что тоже немало.

                     

 Крутенко Ольга Владимировна, доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук Черкасского областного института последипломного образования педагогических работников (г. Черкассы, Украина), рассказала присутствующим об идеях авторской школы  А. Захаренко в контексте современности. Воспитание у нас – часто моносубъектный процесс. Вероятно, нужно не воспитывать, а создавать условия для самовоспитания.

Ученик, у которого не сформирована мотивация на получение знаний и творческую деятельность, обречен реализовать себя в асоциальных отношениях и действиях. Воспитание происходит в ходе реализации конкретной цели, детской мечты.

В Сохновской школе постоянно поддерживали огонек детской увлеченности: то упорно мастерили воздушный шар, то двух - или трехступенчатые ракеты, которые запускали со школьного "Байконура".

Опыт Авторской школы А. Захаренко убедительно доказывает, что воспитатель, который нестандартно и эффективно организовывает работу учеников во внеурочное время, получает богатый арсенал средств всестороннего развития личности. При таких условиях дети развиваются гармонично и целеустремленно, согласно индивидуальным нуждам, способностям и желаниям. И тогда утверждения, что все дети рождаются способными, становятся аксиомой и не нуждаются в доказательствах. 

 Идеи  А. Захаренко нуждаются в более широком внедрении на территории современного образовательного пространства Украины.

 Необычным завершением пленарного заседания конференции стала театрализованная литературно-музыкальная  композиция   «Генералам двенадцатого года», которая в юбилейный год Бородинского сражения представила присутствующим историю и судьбы героев Отечественной войны 1812 года. Звучали прекрасные стихи русских поэтов – Василия Жуковского, Михаила Лермонтова, Марины Цветаевой в  исполнении  юношей-девятиклассников из школ №  24 и 45 г. Херсона ; действо сопровождалось кадрами из  фильма С.Бондарчука «Война и мир» – все это создало атмосферу торжественности в зале. Литературно-музыкальная композиция  напомнила участникам конференции о славной странице в истории Отечества, тем более, что и Херсон, хоть и косвенно, но благодаря людям, жившим здесь (Давыдов, Дурова), тоже оказался  причастен к этому событию.                                                                    

 Второй день конференции был посвящен секционной работе. Открыл работу секции   председатель Всеукраинской общественной организации «Русская школа» А. Н. Кондряков (г. Киев, Украина). Тема его выступления – «Концепция русской школы на Украине». Александр Николаевич поблагодарил организаторов конференции и рассказал о работе общественной организации, которую он возглавляет. Интересно то, что «Русская школа» реализует проекты, которые в принципе невозможно реализовать в образовательных структурах.

Прежде всего - это просветительская работа, которая проводится с сентября по сентябрь. Вот наиболее известные программы «Русской школы»:

*Игра «Знаю!», которая существует уже 12 лет. Ее девиз «Хочу! Могу! Умею!» знаком всем ее участникам (15 000 школьников и 1 000 студентов) от первого тура до последнего. Финал Игры, уже традиционно, проходит в  Евпатории в рамках проекта «Крымский лицей», реализуемого при поддержке Представительства Россотрудничества в Украине.

 *Проект-реквием «Летят журавли», который создан для того, чтобы рассказать детям, и только, правду о Великой Отечественной войне средствами кинематографа. Проект предусматривает, в том числе, и поисковую работу, которая длится на протяжении всего года без перерывов на каникулы. Лучшие отряды собираются каждый год в Крыму на Слёт поисковых отрядов «Партизанская слава». Организаторы слёта обеспечивают возможность участникам не только обменяться опытом поисковой работы, но и пройти в настоящем партизанском лесу настоящими партизанскими тропами. В этом году это уже был восьмой по счету Слёт.

 *«Крымские каникулы», «Осень в Балаклаве», «Одесская осень» – это литературные прогулки, во время которых участники мероприятий знакомятся с творчеством русских поэтов и писателей, творивших на нашей земле.

 Особое место в организации уделяют экспедиционной работе. Три сезона подряд работала экспедиция «По маршруту дружины князя Игоря», поисковики «Русской школы» совершили поход по маршруту, описанному в «Слове о полку Игореве».

В 2012 году в составе международной экспедиции совершили путешествие на Сахалин, повторив маршрут А.П.Чехова на остров в 1890 году. Выступающий заключил, что принадлежность к «Русской школе» – не членский билет и не членские взносы (их просто  нет), не система квот и льгот, а активное, честное  и деятельное  участие в жизни. 

   Интересным и содержательным было выступление Ученика В.О.Сухомлинского – В.А.Нестеренко из Кировоградской области, который рассказал о своих впечатлениях о Великом Педагоге и о том, как традиции Василия Александровича поддерживаются и развиваются в Павлышской школе.

 Для учителей-филологов провели секционные заседания  гости из Российской Федерации А. С. Галченков и Г. В. Авдеева, члены Ассоциации кинообразования и медиапедагогики   РФ и Экспертного совета МОО   «Информация для всех» (г. Таганрог, Россия).

Ни для кого не секрет, что украинский учитель, преподающий русский язык, испытывает определенные трудности в отношении методической литературы, поэтому выступление Г. В. Авдеевой «Апробация учебников нового поколения по русскому языку и литературе» оказалось актуальным и своевременным. Одним из интереснейших является учебный комплекс, созданный авторским коллективом под редакцией Г. Г. Граник.

 Учебник реализует идею взаимосвязи русского языка, литературы и истории;  способствует формированию навыков свободного владения устной и письменной речью, развитию творческих способностей учащихся, пробуждению интереса к учебному предмету;  отличается новизной способа подачи материала, образным и доступным языком изложения, подбором художественных текстов для заданий, богатым иллюстративным материалом. Конечно же, учебник понравился херсонским учителям, тем более, что  они хорошо знакомы с другими книгами этого автора.

 

А.С. Галченков рассказал о том, что такое медиаобразовательные  технологии и как их можно использовать на уроках русского языка и литературы.

Сегодня люди все больше испытывают медиазависимость. Более того, не так уж редко школьники говорят и совершают поступки, ориентируясь на образцы негативного поведения медийных персонажей (реклама, клипы, т.п.). Поэтому нужно дать детям инструмент, позволяющий критически отнестись к услышанному-увиденному, выработать собственную позицию. Это поможет сделать новое  направление в школе –  медиаобразование. Более 20 лет длится медиаэксперимен в Российской Федерации. Интересно, что в Украине тоже обострился интерес к медиаобразованию. C 2011 года начался Всеукраинский эксперимент по внедрению медиаобразования в учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных школах Украины. Он осуществляется в 7 областях страны и г. Киеве. Если брать наш регион, то 15 учебных заведений Николаева задействованы в этом проекте и пока только 2 школы в Херсонской области.

 Идеи медиапедагогики заинтересовали учителей Херсонской области: в январе 2012г. в Н.Каховке  прошли творческие встречи учителей с Членами Ассоциации кинообразования и медиапедагогики  РФ А. С. Галченковым и Г. В. Авдеевой, на которых обсуждались вопросы интеграции медиаобразования с предметами гуманитарного цикла.

Будем надеяться, что интерес к новому направлению в педагогике будет только усиливаться, а совместная работа преподавателей России и Украины послужит созданию интересных проектов по медиаобразованию.

  Особый интерес у учителей-филологов вызвало выступление В.А.Корсакова о современных подходах к преподаванию русского языка в условиях билингвизма. Нам дана уникальная возможность жить в пространстве, где сосуществуют два близкородственных языка. Поэтому задача учителя-словесника – учитывать эту региональную особенность.  

  На секции учителей истории выступления докладчиков были посвящены теме Отечественной войны 1812г. Преподаватель Херсонской Государственной морской академии Д.Ефимов рассказал о новых тенденциях в исследованиях по истории Отечественной войны 1812г. Учителя херсонских школ И.В.Акифьева  и Н.В.Олейник посвятили свои доклады «херсонскому контексту» этого исторического события.

  Последние десятилетия в истории нашей страны ознаменовались социальными, экономическими и идейно-нравственными переменами, которые, бесспорно, не могли не отразиться на нашей школе, поставив перед ней задачи такого масштаба, которые касаются всех аспектов учебно-воспитательного процесса. Думаю, все понимают, что современная ситуация требует новых подходов к воспитанию и образованию наших детей.

  Поэтому многогранный опыт славянской педагогической традиции может послужить добрым фундаментом для защиты молодого поколения от воздействия массовой культуры, выработки у детей и подростков иммунитета против негативных явлений современного социума.

 

Марина Подгайная, г.Херсон