Международная научно-практическая конференция «Русская история в школьных учебниках. Опыт преподавания истории в СНГ и странах Балтии»

С 26-го по 28 мая 2010 года в Киеве состоялась Международная научно-практическая конференция «Русская история в школьных учебниках. Опыт преподавания истории в СНГ и странах Балтии».

 

 

 

Инициаторами проведения конференции выступили Всеукраинская общественная организация «Русская школа», Правозащитное общественное движение «Русскоязычная Украина», Международная молодежная организация «Большая перемена», Представительство Россотрудничества в Украине, фонд содействия гуманитарному сотрудничеству «Русское единство» (Российская Федерация).
В работе конференции принимали участие известные политики, ученые, эксперты-политологи, методисты, преподаватели высшей и средней школы Украины, Российской Федерации, Белоруссии и  Молдовы.
В ходе конференции обсуждалась ситуация, сложившаяся в системе исторического образования в странах бывшего СССР, была дана экспертная оценка трактовкам русской истории в школьном историческом образовании стран СНГ и Прибалтики, выявлены характерные тенденции при освещении периода их общей истории.  
Главной задачей исторического образования, отмечалось участниками конференции, является изучение основных тенденций и закономерностей развития общества со времени его возникновения до наших дней. Именно история позволяет не только проследить изменения в системе общественных отношений, но и выявить основные направления в развитии человечества. Ярко выраженный воспитательный характер истории позволяет говорить об её особой роли в  гуманитарном образовании человека, в утверждении позитивных ценностно-мировоззренческих ориентаций личности, в формировании добрососедских отношений на постсоветском пространстве.
Послевоенной Европе позволило объединиться, в том числе и толерантное отношении к истории, которое было бы невозможно без согласования европейскими странами общих трактовок спорных событий межгосударственных отношений на европейском континенте. Универсалистское историческое образование – концепция, доминирующая в западноевропейском историческом образовании, вытеснило узконациональные истории. Она нашла своё отражение в различных названиях («Евроистория», «Интегрированная история», «История без границ»).
Тем более, такой подход является наиболее логичным и оправданным в отношении истории государств бывшего СССР, которые на протяжении сотен веков были неотъемлемыми частями общего государства – Российской империи и СССР.
К сожалению, страны СНГ и Балтии в большинстве своем придерживаются нациоцентричного направления исторического образования. В его основу была положена концепция этнического национализма, как главная объединительная идея формирования новых постсоветских наций, дополненная антисоветскими и антикоммунистическими подходами. Подобная идеологическая политика привела к нарастанию в государствах бывшего СССР агрессивного национализма, а в историческом образовании - системной русофобии.
Историческая наука рассматривается как средство пропагандистско-идеологического обеспечения политических решений, которые диктуются интересами национал-экстремистской идеологии.  
Вызывает много вопросов научного и морально-этического характера желание властей некоторых постсоветских стран ценой искажения фактов откреститься от истории государств, в которых в разное время совместно с русскими проживали иные народы, создавшие после распада СССР свою государственность.
Особую тревогу вызывает состояние школьного исторического образования на Украине. Действующая концепция истории Украины служит обоснованию идеологии и практики украинского этнофундаментализма, претендующего на роль официальной доктрины независимого украинского государства. Историческое образование на Украине напрямую обслуживает режим этнической диктатуры,  существовавший в стране с 2005 года.
Пересмотр советской и дореволюционной истории, её фальсификация, привели к тому, что история Эстонии, Литвы и Латвии, Грузии и Украины, а с недавних пор, и Казахстана – представлены в учебниках, как многовековая борьба народов этих стран за независимость от России. Единичные эпизоды конфронтации с Россией подтасовками и жонглированием фактами подаются в учебниках истории некоторых стран СНГ, как система, в то время как преобладающие факты сотрудничества, дружбы и взаимопомощи народов бывшего СССР и русских упорно замалчиваются.  
Не было ни одного светлого дня в истории – сплошная борьба, сплошные битвы, сплошная вражда с соседом. Риторика неизменна, географическая привязка только меняется – то это северный сосед, то восточный, то северо-восточный.
Как следствие, в странах СНГ и Прибалтики систематически уничтожаются памятники русской и советской истории: Екатерине Великой и князю Г.Потемкину, братские могилы и мемориалы в честь советских солдат, кощунственно оскорбляется ратный и трудовой подвиг ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Разрушению подверглись Мемориальный музей штабс-капитана П.Нестерова, легендарного разведчика Н.Кузнецова. Поднялась рука на Бронзового солдата в Таллинне и на мемориал героев Великой Отечественной войны в Кутаиси …
Ещё более страшные, но пока невидимые, вещи происходят в школьных учебниках.
Образ иных народов или собственный образ зависит от того, как нас учили в детстве, в том числе, истории. Важнейшей особенностью школьного образования является то, что оно опосредствованно влияет на способ мышления человека и его мировоззрение.
Искажая реальные исторические события, принося общечеловеческие ценности верности, долга, воинской доблести, любви к Родине, жертвенности во имя жизни будущих поколений в угоду национал-экстремистским идеологическим доктринам и политической конъюнктуре, власти ряда государств СНГ посредством исторического образования выращивают в собственных гражданах агрессию и ненависть к России. Воинствующая русофобия на постсоветском пространстве становится фактором угрозы национальной безопасности России.
Такое развитие событий напрямую затрагивает национальные интересы, как народа России, так и народов иных стран СНГ и Прибалтики. Они становятся заложниками человеконенавистнических идей этнического национализма и спровоцированной им межгосударственной конфронтации.
По мнению участников конференции, такое положение категорически неприемлемо. Тем более оно неприемлемо в отношении народов бывшего СССР, имеющим общую историческую судьбу. Народы постсоветских стран длительное время мирно жили в одном государстве, сообща созидали и обороняли его, вместе развивали экономику, культуру и науку. Попытки написать гражданскую историю украинского и иных народов, входивших в Российскую империю и СССР сопровождаются, по разным причинам, искусственной изоляцией этой истории от истории русского и иных народов, которые все вместе образовывали некогда единое государство. Вырванная из общеисторического контекста, такая история превращается в сборник фантастических легенд и мифов.
Участники конференции подчеркивали, что школьное историческое образование в государствах СНГ не является исключительной прерогативой национальных правительств. При выработке концепции исторического образования в странах СНГ и Прибалтики необходимо взаимное согласование трактовок наиболее сложных исторических событий. Историческое образование необходимо основывать на приоритете общечеловеческих ценностей и на положительных примерах взаимоотношений соседей. В школьных учебниках не должно быть места злобе и вражде, жестокости и лжи. Национализм любой формы и содержания абсолютно неприемлем как идеологическая основа исторического образования вообще и школьного, в частности. 
Итогом работы конференции было принятие Резолюции.

           Организаторы полагают, что проведение подобной конференции – первый шаг к достижению единой цели – изменению концептуального подхода к историческому образованию, созданию правдивых учебников и разработке объективных учебных программ.  

 

 

ВложениеРазмер
Резолюция41.5 КБ
Список выступавших74 КБ