МЕЖДУНАРОДНАЯ ШКОЛА ПО ОБМЕНУ ОПЫТОМ В РАЗРАБОТКЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

   11–12 февраля 2015 года в г. Минске в Национальном институте образования (НИО) прошла сессия Международной школы по обмену опытом в разработке содержания образования. В ней приняли участие ученые и общественные деятели Белоруссии и Украины.

 

 

 

     С приветственным словом перед собравшимися выступил С. А. Важник, директор НИО, кандидат филологических наук, доцент. Функции модератора форума осуществляла Л. А. Худенко, заместитель директора по научно-исследовательской работе, доктор педагогических наук, доцент, которая в своем выступлении подчеркнула актуальность и важность выносимых на обсуждение проблем, целесообразность их коллективного решения. Она также отметила, что Международная школа функционирует в институте не первый год. Создана она с целью организации экспертного и консультативного взаимодействия специалистов в области дошкольного, общего среднего и специального образования. Основные направления сотрудничества связаны с определением стратегических приоритетов развития образовательных систем, современных подходов к разработке содержания и ресурсного обеспечения образования в отечественной и зарубежной образовательной практике. В рамках школы проводятся консультации, семинары, круглые столы, вебинары, заседания экспертов.

     Открыл работу школы В. Ф. Русецкий, начальник научно-исследовательского центра института, доктор педагогических наук, доцент. В своем выступлении он остановился на ключевых моментах разработки содержания общего среднего образования в Республике Беларусь в рамках отраслевой научно-технической программы «Качество образования» (2015–2017 гг.), особо отметив, что она осуществляется в контексте компетентностного подхода в обучении, профилизации образования на старшей ступени, организации допрофильной подготовки, относительной завершенности базового уровня образования. С опытом конструирования содержания общего среднего образования в Украине познакомил присутствующих В. А. Корсаков, главный редактор журнала «Русская словесность в школах Украины». Являясь одним из авторов государственных стандартов, программ, критериев оценивания учебных достижений учащихся по русскому языку, он раскрыл целевую направленность, а также содержательную сторону этих официальных документов. О содержании и структуре созданных школьных учебников по предмету «русский язык» говорила Е. И. Самонова, кандидат филологических наук. Первый день завершился дискуссией по обсуждаемым проблемам.

     Второй день начался с презентации И. Л. Шевляковой-Борзенко, начальника образовательного центра института, кандидата филологических наук, доцента, на тему «О модели организации профильного обучения в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь». В своем докладе выступающая проанализировала существующий опыт в странах ближнего и дальнего зарубежья и представила модель, разработанную научными сотрудниками НИО. С. В. Уклейко, начальник управления общего среднего образования Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук, рассказала об организации профильного обучения в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь. О возможностях общественных организаций в выявлении задатков учащихся, привитии им интереса к той или иной сферы человеческой деятельности во внеурочное время сообщил А. Н. Кондряков, председатель правления ВОО организации «Русская школа».

     Последующая работа проходила в формате «круглого стола». Руководители учреждений общего среднего образования, участвующие в республиканском эксперименте, сотрудники института, все присутствующие на сессии школы имели уникальную возможность обсудить ход и предварительные результаты экспериментальной апробации учебных планов для учреждений общего среднего образования в условиях реализации профильного обучения.