Журнал «Русская школа». 2015, № 2

    Вышел в свет 2-й номер журнала «Русская школа».

 

 

 

 

 

 

 

     Открывает его публикация об опыте работы гимназии № 1 им. А. П. Быстриной г. Одессы по созданию в учебном заведении культуроориентированной среды. Педагогический коллектив убедительно доказывает, что театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в образовательный процесс, – универсальная база для развития личностных качеств школьников. Средствами художественного творчества в любительском театре решаются задачи повышения общей культуры воспитанников, происходит их знакомство с литературой и драматургией, музыкой и изобразительным искусством, правилами этикета, народными обрядами и традициями.

     В рубрике, посвященной истории отечественного образования, представлен прежде всего материал о моральных основах деятельности школьного учителя в наследии Л. Толстого и Г. Мюнстерберга (автор В. В. Гладышев). Обращение к работам великого русского писателя и выдающегося философа, педагога-психолога немецкого происхождения может помочь современному учителю осознать свою важную миссию. Опыт прошлого убедительно доказывает, что общество обречено, если в школах работают люди, которые всего лишь зарабатывают себе на жизнь. Моральный фактор деятельности педагога всегда был важнейшим компонентом ее эффективности и сейчас остается таковым. Чем раньше социум осознает это, тем более успешной будет учебно-воспитательная система, которая в нем создается.

    Завершается указанная рубрика работой «Отроку благочестие блюсти... Как наставляли дворянских детей» (В. М. Бокова). В ней представлен опыт прошлого, который стоит перенять педагогам и родителям нашего времени, если они стремятся к тому, чтобы нынешние дети стали образованными, достойными, порядочными людьми. Обычно о методах воспитания судят по плодам, которые они приносят. Считается, что наиболее успешным в этом плане стал XIX век, «золотой век» государства. Именно тогда появились лучшие писатели, воины, дипломаты, нежные и преданные их спутниц. А воспитание у них было дворянское. Вот и выходит, что лучшего воспитания в истории страны и не было.

    Знакомя читателей с новинками современной теории и практики обучения и воспитания, редакция предлагает читателям статью, в которой автор (В. П. Беспалько) пытается ответить на вопрос: почему педагогика остается до сих пор единственной не востребованной практикой наукой? По его мнению, нынешнее образование должно: учитывать конкретные условия, в которых оно осуществляется и будет использоваться выпускником данного учебного заведения. Существующему же общему среднему образованию чужд принцип социоориентированного образования, а поэтому оно гиперизбыточно и не целенаправленно, игнорирует педагогическую науку в проектировании его практической реализации. Школьник должен научиться навигации в море знаний, то есть понимать сущность предмета и его роль в определенных областях практической деятельности человека и овладеть умением находить релевантную информацию в известных ему источниках для решения возникающих прикладных задач.

    Вторая статья этой рубрики посвящена проектной и псевдопроектной деятельности в школе (В. С. Лазарев). Автор утверждает, что проектная деятельность должна быть особым образом организована. Необходимо, чтобы, разрабатывая проект, учащиеся одновременно решали учебные задачи, связанные с освоением способов этой деятельности. Ни познавательные, ни практические способности не разовьются, если они не будут осваивать культуру соответствующей деятельности. Сколько бы проектов не создали школьники, если они не смогут рефлексировать способы проектирования, отличать хороший проект от плохого, то есть не будут владеть способами оценки его качества, у них не будет развиваться исследовательский и практический интеллект. Для развития мышления учащихся и формирования у них соответствующих умственных действий необходимо обеспечить освоение ими комплекса метапредметных понятий: проект, проблема, проблемная ситуация, решение проблемы, результативность и эффективность решения проблемы, оценка, критерий, цель и целеполагание, план и планирование и др.

   Педагогический опыт и мастерство на страницах журнала представлен в этот раз публикацией о создании этнокультурной речевой среды при изучении сведений по стилистике русского языка в старших классах (Е. Ю. Крюченкова, И. С. Болгарина, И. М. Данкуца). Учителя-практики найдут в ней конкретный материал о том, как следует на уроках русского языка воспитывать интерес и уважительное отношение к народным традициям, обычаям и ремеслам (на материале речевых произведений, содержащих сведения о декоративно-прикладного искусстве – гжели). А статья С. А. Тюрморезовой является доказательством того, что роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» и в наше время имеет неисчерпаемые возможности для пробуждения любви к Отечеству, поскольку нетленные страницы донской эпопеи выявляют и восстанавливают в человеке глубинную и искреннюю связь с жизнью своего народа, с его историей, с его утратами и обретениями. Вряд ли кто усомнится в том, что для Шолохова эти ценности имеют особую значимость. Они кажутся читателям шолоховских книг столь же естественными, как воздух для человека дышащего.

     В рубрике, знакомящей читателей с миром русского языка и русской культуры, публикуются размышления о том, что значит русский язык для тех, кто давно покинул родину или вырос за ее пределами (А. А. Генис). Со временем, по мнению автора публикации, русский становится для них чужим, ведь язык не рос вместе с ними. Так, сами того не зная, они становятся инвалидами русской речи. Она в них живет недоразвитым внутренним органом. Недуг этот не только невидим, но даже не слышен, ибо и те, кто говорит без акцента, пользуются ущербным языком, лишенным подтекста. О нем, как о подсознании, узнаешь не всегда, исподволь, обиняками и от противного.

    Вторая публикация представляет историю детской песенки-потешки «Ладушки», ее связь с народными обрядами (В. А. Коршунков). Древний обрядовый праздник встречи приносящих весну перелетных птиц некогда был серьезным и преимущественно женско-девичьим. В этом праздновании, открывавшем теплый сезон года, особенно значимыми бывали мотивы плодородия. Поэтому актуализировалась и детская тема. Так и получилось, что на основе фольклорных текстов, исполнявшихся на этом празднике, сложились некоторые песенки-потешки – и среди них «Ладушки». Конечно, песенка, сформировавшаяся на такой основе, приобрела особенности, характерные именно для песенки-забавы. И все же, придя из далекого прошлого, она живет и поныне, донося до нас старинные обрядовые смыслы и образы.

    Для тех, кто хочет усовершенствовать свои знания по русскому языку, даются практические советы о том, что необходимо учитывать при овладении навыками публичной речи (Э. Д. Головиной). Эффективность делового общения, взаимопонимание партнеров в очень значительной степени, считает автор, зависят от точности и правильности словоупотребления. Недопустимо употреблять слова, в значении которых не уверен. Известное выражение И. А. Крылова «словечка в простоте не скажут» и сегодня приложимо к тем авторам устных и письменных публичных выступлений, которые считают хорошим тоном выразиться посолиднее, поученее, поцветистее. Стремление щегольнуть мудреным словцом приводит к ошибочному словоупотреблению.

В данном выпуске журнала есть и рекомендации психолога для тех педагогов, которые готовятся к работе с одаренными детьми (О. Н. Сусликова). Главное в работе с ними, считает специалист, – это понять и принять их такими, какие они есть, – с талантами и недостатками, позволить им поделиться с педагогом своими открытиями, сомнениями и трудностями.

    Педагоги, организующие после уроков мероприятия культурологического характера, найдут в журнале сценарий весенних посиделок «Раздайся, народ, пляска по двору идет!» (А. М. Вахинин, В. Р. Поленова, Л. П. Ушкалова).